Переложите риски на контрагента
По умолчанию риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит к покупателю в момент, когда поставщик сдаст груз первому перевозчику (п. 2 ст. 459 ГК РФ). Именно это правило и станет действовать, если в договоре не будет предусмотрено никаких особенностей насчет распределения между сторонами обязанностей по доставке и рисков. Эта норма выгодна поставщику, она позволяет снять с себя ответственность за товар еще до начала наиболее рискованного этапа поставки. Поэтому, если ваша компания выступает в роли продавца, возможно, есть смысл вообще никак не оговаривать этот момент в договоре. Вполне достаточно будет стандартной фразы: «Во всем, что прямо не урегулировано настоящим договором, стороны руководствуются законодательством Российской Федерации».
«Если ваш контрагент не слишком искушен в правовых тонкостях, небольшая уловка поможет протащить выгодный вам вариант распределения рисков»
Но, конечно, самым беспроблемным будет вариант, если в договоре записать, что поставка осуществляется самовывозом со склада поставщика (правила Инкотермс определяют этот вариант распределения обязанности по поставке как EXW).
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ: Поставщик на своем складе предоставил товар в распоряжение покупателя, что было подтверждено накладной и счетом-фактурой. Однако товар физически остался на складе поставщика и через некоторое время пропал. Судьи отказались взыскивать убытки с поставщика, так как свои обязанности он выполнил, а обязательств по хранению имущества после его передачи договор поставки не предусматривал (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.09.05 № Ф03-А73/05-1/2629).
Другое дело, если вы выступаете в качестве покупателя. Очевидно, невыгодно принимать на себя все риски, которым подвержен товар во время перевозки. Поэтому тут нужно постараться включить в договор условия, которые максимально продлят нахождение товара в сфере ответственности поставщика. Благо, гражданское законодательство не препятствует в договоре выбрать любой вариант распределения рисков.
Тут, если вы имеете дело с не слишком искушенным в правовых тонкостях контрагентом, протащить выгодный вам вариант распределения рисков поможет небольшая уловка. Дело в том, что риск случайной гибели или случайного повреждения товара привязан к моменту, когда поставщик считается исполнившим обязанность передать товар покупателю (п. 1 ст. 459 ГК РФ). Поэтому в договоре можно немного замаскировать переход рисков фразой об обязанностях по доставке:
Для распределения обязанностей по доставке удобно пользоваться правилами Инкотермс. Хотя этот свод терминов предназначен прежде всего для международной торговли, ничто не мешает сторонам сделать на него ссылку как на обычай делового оборота и во внутри торговом контракте. Например, так: «Поставщик обязан передать товар покупателю на условиях DDU – станция назначения покупателя, предусмотренных правилами «Инкотермс 2000», которые стороны договорились применять к отношениям по настоящему Договору в качестве обычая делового оборота».
Но, к сожалению, далеко не всегда есть возможность настоять именно на выгодном вам варианте распределения рисков по поставке. Снизить риски можно и в этом случае.
Переложите риски на перевозчика
Как мы убедились выше, распределение рисков определенным образом связано с обязанностью осуществить доставку товара. Хотя точности ради нельзя не отметить, что эту связь можно разорвать. Ведь стороны могут расщепить риски и обязанности по доставке. Диспозитивные нормы положений ГК РФ о договорах купли-продажи и поставки не препятствуют этому.
Президиум ВАС РФ не принял объяснения автотранспортной организации, ссылавшейся на то, что она не могла предвидеть и предотвратить разбойное нападение на водителяИтак, заключая договор перевозки, прежде всего необходимо определиться, каким образом будет исчисляться ущерб в случае утраты груза. По общему правилу ущерб возмещается в размере стоимости утраченного или недостающего груза, или багажа (ст. 796 ГК РФ). Но тут есть один неприятный момент. В транспортном законодательстве есть принцип ограниченной ответственности транспортных организаций. Например, если вы отправите груз без объявленной ценности, и он потеряется, авиакомпания должна будет заплатить вам всего две минимальные оплаты труда за килограмм веса багажа или груза (ст. 119 Воздушного кодекса РФ).
Обойти это ограничение можно, если сдать груз с объявлением его ценности. В таком случае именно этот размер и будет определять лимит ответственности перевозчика. При этом данную стоимость товара лучше всего указать в договоре, чтобы избежать необходимости исчислять стоимость пропажи «исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары» (п. 2 ст. 796 ГК РФ).
Заметим, что в правилах об ответственности перевозчика за несохранность груза есть исключения. Например, если автомобильный перевозчик воспользуется принятым к перевозке грузом для своих нужд, он должен возместить его стоимость в двойном размере.
Как потребовать возмещения убытков?
Гражданский кодекс возлагает на перевозчика обязанность доказывать, что товар пропал не по его вине (ст. 796 ГК РФ). Иными словами, вина перевозчика презюмируется.
Однако на деле взыскать с перевозчика убытки не так-то просто. Дело в том, что в законодательстве есть перечень обстоятельств, которые исключают ответственность перевозчика за несохранность грузов. В целом данные обстоятельства схожи на разных видах транспорта, поэтому их можно выделить в группы. К таким обстоятельствам законодательство относит ситуации, когда причиной пропажи стали:
- действия грузоотправителя или грузополучателя;
- пожар, возникший не по вине перевозчика;
- скрытые недостатки груза, его свойств или естественная убыль;
- незаметные по наружному виду недостатки тары и упаковки груза;
- недостаточность или неясность марок;
- иные обстоятельства, возникающие не по вине перевозчика, его работников или агентов.
Конечно, важно иметь в виду особенности правового регулирования перевозки конкретным видом транспорта. Например, автомобильные перевозчики освобождаются от ответственности за утрату груза в случаях, когда груз прибыл в исправном автомобиле за исправными пломбами грузоотправителя (ст. 133 Устава автомобильного транспорта РСФСР).
Чтобы ограничить перевозчику возможность ссылаться на «уважительные» обстоятельства в договоре, необходимо отметить:
- все особые свойства товара,
- обязанность перевозчика принять достаточные меры к сохранности груза во избежание его кражи, а также обязанность принимать меры, направленные на предотвращение пожара;
- желательно указать, что у перевозчика нет претензий к таре и упаковке, нет неясностей к маркировке.
На практике одной из частых причин пропажи груза является его хищение неустановленными лицами. Перевозчики в таких случаях обычно занимают такую позицию. Мол, хищение – это форс-мажорное обстоятельство, которое мы ни предвидеть, ни предотвратить не могли. Поэтому и ответственности на нас никакой не лежит. Однако имейте в виду, что судьи такую позицию не поддерживают. Так, Президиум ВАС РФ не принял подобные объяснения автотранспортной организации, ссылавшейся на то, что она не могла предвидеть и предотвратить разбойное нападение на водителя, в результате которого был похищен груз. Судьи указали, что профессиональный перевозчик не мог не догадываться, что при транспортировке дорогостоящего груза возможно его хищение. В итоге судьи не приняли доводы перевозчика, утверждавшего, что у него есть обстоятельства, освобождающие от ответственности, и взыскали убытки (постановление Президиума ВАС РФ от 18.01.05 № 14480/03).
Ну и, наконец, при любом варианте не повредит страхование груза. В таком случае все хлопоты, связанные с пропажей, вы переложите на страховую компанию.